Для успешной организации перевозок пчел к источникам взятка хозяйствам нужны специальные подъемные устройства, отличающиеся высокой производительностью, хорошей маневренностью и транспортабельностью. К сожалению, для нужд пчеловодства пока еще не созданы специальные подъемники и приспособления, которые бы полностью отвечали этим требованиям.
Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ при перевозке пчел автомашины можно подавать в углубление, вырытое на территории пасеки, или же использовать для погрузки наклонные слеги и деревянные щиты, одним концом опирающиеся на землю, а другим- на платформу автомашины при открытом заднем борте. Более удобна для этого простейшая тележка с наклонной плоскостью (рис. 101). Передвигается тележка по рельсам из уголкового железа, укрепленным на платформе. Упомянутое приспособление значительно облегчает работу пчеловодов по погрузке тяжелых ульев на автомашины.
Однако при таких способах погрузки ульи приходится подносить к автомашине и затем расстанавливать их в кузове вручную.
|
При погрузке ульев в автомашины в качестве подъемника может быть использована передвижная тележка с талью, приводимой в действие руками (рис.102). Передвижная тележка на роликах движется по двум металлическим трубам (рельсам) диаметром 25 мм, расположенным на опорах вдоль кузова машины на высоте 3- 3,3 м. Трубы выступают примерно на 1 м за задний обрез кузова, что позволяет поднимать с помощью тали ульи, поднесенные или подвезенные к автомашине.
Подвесная пасечная дорога. Д. М. Ященко предлагает простой способ транспортировки ульев на пасеке при выставке пчел из зимовника и установке их на зиму. Около входа в зимовник или над люком укрепляют металлический трос диаметром 1,5 мм, концы которого прикреплены к столбам, врытым на территории пасеки в землю по расходящимся от зимовника направлениям. По тросу на блоке движется тележка с талью, используемая также и при погрузке пчел на автомашину. Ряды ульев при этом располагают радиально. С помощью этого простого приспособления один человек может свободно перемещать ульи по территории пасеки.
Ульепогрузчики. Для погрузки ульев с пчелами на автомашины и их разгрузки созданы погрузчики (подъемники) различных конструкций. В России и за рубежом более всего распространены подъемники стреловой конструкции, отличающиеся повышенной маневренностью при подъеме улья с земли, его доставке к машине и установке в кузове. Так как на крупных пасеках ульи перевозят обычно сразу на нескольких автомашинах, а оборудовать каждую из них погрузчиком нецелесообразно, то снабжают одну из автомашин съемным погрузчиком. Такой погрузчик обслуживает все автомашины, участвующие в перевозке пчел.
Погрузочно-разгрузочное устройство конструкции А. А. Андрющенко. Весит оно 120-150 кг и устанавливается на любую бортовую автомашину двумя человеками за 20-30 мин. Максимальный вес груза, поднимаемого этим устройством, 150 кг. Подъемный механизм устройства представляет собой 4-кратный веревочный полиспаст, смонтированный на подвижной тележке и удерживающий поднятый улей в любом положении. Стрела может поворачиваться на 360°, что позволяет брать улей с любой стороны автомашины и ставить его в любую точку кузова, а также в рядом стоящую автомашину. Устройство состоит из фермы, устанавливаемой между кузовом и кабиной, стойки с подвижной вертикальной цапфой, стрелы, превышающей на 500 мм по длине кузов автомашины, и тележки с веревочной талью. Грузоподъемность устройства А. А. Андрющенко - 200 кг.
При погрузке и выгрузке ульев с помощью данного устройства целесообразно пользоваться захватом конструкции Института пчеловодства. Он представляет собой комбинацию троса с жесткими захватами и позволяет надежно захватывать улей, если даже его части не скреплены между собой. Верхняя поперечная его планка крепко прижимает при подъеме части улья друг к другу. Захват состоит из ограничительного троса, кольца, раздвижной планки, устанавливаемой по размеру крыши улья, троса, подхватов и упоров с резиновыми накладками.
Порядок погрузки и разгрузки ульев устройством А. А. Андрющенко следующий. Подняв до уровня кузова улей, передают его рабочему в кузове. Последний, удерживая одной рукой конец веревки тали, натягивает и опускает шнур привода; передвигаясь затем вместе с ульем по кузову, рабочий опускает улей в установленное для него место. Разгружают ульи с автомашины в обратном порядке.
|