Биология - Болезни - Инвентарь - Продукты - Разведение - Медоносы - Главная -

Подготовка семей к выводу маток

 

Главное и необходимое условие для успешного получения маток - использование для этих целей очень сильных семей. Подготовке таких семей необходимо уделять особое внимание. Эту работу обычно начинают в предшествующем году с целью наращивания силы пчелиных семей, идущих в зимовку.

Основными факторами, способствующими увеличению силы семей являются:
а) наличие хорошей матки;
б) позднелетний и осенний поддерживающий медосбор;
в) наличие достаточного количества пчелиных ячеек для яйцекладки;
г) применение стимулирующей подкормки при отсутствии приноса нектара;
д) наличие в гнезде достаточного количества углеводного и белкового корма.

При недостаточно эффективном влиянии этих факторов пчелиные семьи можно усилить за счет других семей и довести их до нужных кондиций. Усиление семей должно осуществляться за счет хороших и здоровых семей. Обычно это нормальные семьи, но со старыми матками, которых не успели сменить в течение сезона. За счет них сила семей доводится до 10-12 улочек.

Объединить пчел из разных семей можно следующим образом. Накануне вечером в оба улья с целью придания одинакового запаха помещают какое-либо пахучее вещество, например картон, смоченный мятными каплями, кусочек камфоры и т.п. Из семьи, которую намечают расформировать, заранее удаляют матку, чтобы пчелы почувствовали сиротство. Лучше, чтобы в таком состоянии пчелиная семья пробыла не менее суток. Объединять семьи лучше всего вечером.

Хорошие результаты усиления семей пчел в зиму дает их подсиливание за счет расплода от здоровых семей-доноров, предназначенных для выбраковки.

Создав перед зимовкой сильные семьи, необходимо предусмотреть следующие мероприятия, от которых зависит успех зимовки:

а) дать профилактическую подкормку против нозематоза;

б) проверить мед на наличие пади и ядохимикатов;

в) обеспечить кормом, не подверженным кристаллизации.

Весной вывод маток можно начинать только после полной замены старых перезимовавших пчел на молодых весенних. Этот процесс в нормальных семьях обычно завершается к середине, а в сильных к началу мая. Однако его можно ускорить путем соответствующих мероприятий, таких как ранняя выставка пчел из зимовника, защита пасеки и ульев от ветра, утепление гнезд, создание обильных запасов белкового и углеводного корма в гнездах.

После смены старых перезимовавших пчел и появления печатного трутневого расплода можно приступать к формированию семей-воспитательниц. В каждой такой семье Должно быть не менее 2,5 кг пчел (10 ул.) и при отсутствии поддерживающего весеннего медосбора 8-10 кг меда и 2-3 рамки с пергой.

Существует несколько способов формирования.

1. Подготовка безматочной семьи-воспитательницы с разновозрастным расплодом.

Данный способ используется при получении небольшого количества маток, т.к. такая семья может вырастить только 3-4 партии маточников, которые находятся в семье от момента прививки и до выхода маток. При периодическом подсиливании расплодом этот срок можно увеличивать и использовать семью-воспитательницу в течение всего сезона. От семьи за 6-24 часа до постановки прививочной рамки отбирают матку и проверяют, нет ли на сотах роевых маточников. При этом формируют гнездо таким образом, чтобы пчелы плотно обсиживали все оставленные в гнезде соты. У противоположных стенок улья ставят медовые соты, затем с пергой и расплодом, а в центре между печатным расплодом оставляют широкую улочку до 30 мм, так называемый «колодец» т.е. место для постановки в нее прививочной рамки с личинками. В такой широкой улочке накапливается большое количество молодых пчел-кормилиц, которые при постановке прививочной рамки сразу же начинают кормить личинок. Прививочную рамку надо ставить осторожно, чтобы не потревожить собравшихся в «колодце» пчел. Оптимальное время постановки первой прививочной рамки с племенными личинками после отбора матки определяют по следующим признакам: семья шумит, пчелы бегают по передней стенке в поисках матки. Прививочная рамка находится в семье в течение всего периода развития маток (10 дней) с момента постановки до отбора маточников. Через каждые 3 дня дают новую партию маточников, так что в семье постоянно находится 3 прививочных рамки. Эти семьи-воспитательницы каждые 6-7 дней получают из других семей 1-2 сота с открытым расплодом. Благодаря этому они постоянно подсиливаются, а присутствие молодых личинок сдерживает появление трутовок. Через 7-8 дней с момента отбора матки необходимо очень внимательно проверить - нет ли свищевых маточников на рамках с расплодом. Их удаляют с тем, чтобы случайно вышедшая свищевая матка не уничтожила маточники. Пропущенный один-единственный маточник сведет на нет все труды матковода. На десятый день рамка с печатными маточниками извлекается и используется по назначению.

2. Подготовка семьи-воспитательницы без матки и открытого расплода.

Такие семьи-воспитательницы используют при непрерывном выводе маток. Не имея ни одной ячейки открытого расплода, она очень хорошо принимает личинок и начинает их кормить. Отсутствие открытого расплода приводит к уменьшению пчел-кормилиц, что ведет к недостаточно обильному кормлению принятых на маточное воспитание личинок. Поэтому такую семью-воспитательницу, часто называемую «стартером», ежедневно используют только для приема маточных зачатков в течение 7-10 дней. Однако, это не значит, что любая семья-«стартер» должна принимать личинок именно в течение этого срока. Все зависит от особенностей семьи, поэтому нужно прекращать ее использование при сокращении приема личинок на маточное воспитание. Таким семьям дают личинок только для их приема и через 20-24 часа прививочную рамку с принятыми личинками отбирают и ставят в обычную семью-воспитательницу, описанную выше, с открытым и печатным расплодом, а взамен через 5-6 часов подставляют следующую.

Семья-«стартер» формируется за сутки до прививки личинок из семьи, имеющей не менее 8 улочек пчел, следующим образом. Матку и весь открытый расплод отбирают, гнездо максимально сокращают, оставляют всего 5-6 сотов, два из которых медовые, а остальные либо с печатным расплодом, либо вовсе без него. Такие семьи принимают на воспитание значительно больше личинок, чем семьи с открытым расплодом. Печатный расплод можно получить, отделив матку за 9 дней до необходимого срока с помощью разделительной решетки. Для этого соты с открытым расплодом помещают во второй корпус или же соты оставляют на месте, а матку изолируют в боковом отделении за разделительной решеткой. Это отделение может иметь 3-4 рамки; в центр помещают сот с расплодом на выходе, а по обе стороны от него светло-коричневые соты с небольшим количеством корма и яиц.

3. Подготовка семьи-воспитательницы без матки и расплода.

При получении крупной партии маток используют так называемый роевой ящик, который также является способом «стартера». Для этого можно использовать любой фанерный ящик, вмещающий 3-5 сотов и имеющий снизу вентиляционную сетку, но без летка. В ящик ставят соты с распечатанным медом и пергой, а также дают немного воды или в соты заливают жидкий сахарный сироп. Затем в роевой ящик, если он рассчитан на 3 рамки, стряхивают пчел-кормилиц с 6-9 хорошо обсиживаемых сотов одной или нескольких семей. Количество используемых пчел колеблется в зависимости от сезона: весной, когда внешняя температура еще низкая, пчел требуется больше, позднее - меньше. В образованный таким образом «рой» дают в клеточке матку или сот с открытым расплодом, чтобы он успокоился и ставят в прохладное темное место и выдерживают ночь, но можно оставить и на 2 ночи. После этого удаляют матку или расплод, ставят между рамками по 2 прививочные рамки с личинками и дают порцию сахарного сиропа. Через 24 часа прививочные рамки с маточниками отбирают. Одновременно, если нужно дают вторую, затем еще и третью партию маточников, количество личинок сокращают. Через 3 дня семью-«стартер» .расформировывают, пчел используют для подсиливания семей-воспитательниц, формирования .нуклеусов или же сажают в улей и дают матку.

Важно отметить, что использование способа стартера, позволяет добиться очень хорошего приема племенных личинок на воспитание. Обычно прием их составляет 80- 90% , тогда как прием в семьях-воспитательницах с открытым расплодом обычно составляет в среднем 50-60% , а иногда и того меньше. Поэтому способ «стартера» является прогрессивным приемом и его необходимо применять при промышленном выводе маток.

4. Подготовка семьи-воспитательницы с маткой и разновозрастным расплодом.

В отличие от предыдущих этот способ основан не на осиротении семьи. Разделяя семью с помощью разделительной решетки, мы тем самым побуждаем пчел выводить маток в той части улья, где ее нет и пройти туда она не может.

Доктор К. К. Миллер утверждает, что он первый нашел принцип этого способа. Он получил маток в 4-х ульях с помощью надставок отделенных посредством холста с отверстиями.

Однако, первым применил разделительную решетку для вывода маток американский исследователь Г. М. Дулитл. Он основатель современного промышленного способа вывода маток. Книга Дулитла «Научный вывод маток» впервые была опубликована в 1888 г. и многократно переиздавалась. Он впервые доказал, что маток можно выводить в семьях без удаления матки из семьи-воспитательницы. В своих статьях и лекциях Дулитл подчеркивал, что хороших маток можно вывести, создавая условия для роевого состояния или изгнания матки.

Тем не менее, этот способ с разделительной решеткой дает сравнительно гораздо меньшее количество хороших маток, чем способы, основанные на осиротении. Поэтому данный способ должен комбинироваться со способом «стартера» и тогда легко получить любое количество маток нужного качества.

Семья-воспитательница, предназначенная для выращивания принятых в семье-«стартер» маточных личинок, формируется в двухкорпусном улье или в улье-лежаке. В перном случае матку оставляют в нижнем корпусе на сотах с печатным расплодом, кормовых и пригодных для выращивания расплода. Между корпусами помещают разделительную решетку. В верхний корпус помещают соты с открытым расплодом и по краям - кормовые. Улей-лежак делят на две части глухой перегородкой с окном из разделительной решетки. В одной части улья находится матка, все соты с запечатанным расплодом, кормовые и предназначенные для откладки яиц, а в другой - два кормовых и соты с открытым расплодом. Внешне такой улей выглядит следующим образом.

Формировать отделение для выращивания маток можно различными способами в зависимости от ситуации:

а) в улей помещают две семьи, между которыми ставят разделительную решетку. Этот способ используется, когда на пасеке нет сильных семей. Одну из маток затем отбирают и в эту часть улья семьи-воспитательницы дают прививочные рамки;

б) в сильной семье перед дачей личинок матку изолируют в нижнем корпусе или в боковом отделении. Расплод, взятый из гнезда, в отделении для выращивания маток расставляют таким образом, чтобы с двух сторон у прививочной рамки находились не менее двух сотов с открытым расплодом.

в) семья-воспитательница подсиливается за счет печатного расплода, взятого из других семей. В отделение для выращивания маток переносят из гнезда соты с открытым расплодом.

Семьи-воспитательницы должны быть сильными, иметь матку, печатный и открытый расплод. Эти семьи хорошо выкармливают принятых семьей- «стартером» маточных личинок, так как большое количество открытого расплода в их гнездах способствует скоплению большого количества пчел-кормилиц, интенсивно выделяющих молочко. Использование семьи-«стартера» в сочетании с семьей-воспитательницей, сформированной с маткой, позволяет получать высококачественных неплодных маток в нужном количестве.

Отделение для выращивания маток должно быть хорошо заполнено пчелами, содержать запасы перги и меда. При необходимости ставят кормушку с сахарным сиропом. Можно постоянно переносить распечатанные соты с кормом в нижний корпус, чтобы пчелы переносили мед наверх.

Семье-воспитательнице дают не более 30 принятых в семьях-«стартерах» маточных личинок. Прививочные рамки с личинками помещают в середине безматочной части семьи между рамками с открытым расплодом.

Количество семей-воспитательниц с матками должно быть в несколько раз больше, чем семей-«стартеров». В семьях-воспитательницах помещают новые прививочные рамки через 4-5 дней, не меняя при этом размещения рамок с расплодом. Через 9 дней в отделение без матки переносят открытый расплод, взамен печатного.

Одна семья-«стартер» способна обеспечить принятыми личинками до 5 семей-воспитательниц с матками.



Биология - Болезни - Инвентарь - Продукты - Разведение - Медоносы - Главная -